госконтракт

Рискованный способ обеспечения госзаказа по госконтракту

Еще совсем недавно поручительство по госконтрактам было актуально в качестве обеспечения заказа при победе на различного рода тендерах по размещению государственного заказа. Многие исполнители государственных контрактов предпочитали именно поручительство в качестве обеспечения госзаказа. Да и сами государственные заказчики «уважали» этот инструмент в силу того, что ранее распространенное страхование надлежащего исполнения государственных контрактов было скомпрометировано недобросовестными страховыми компаниями и их агентами. Если государственным заказчикам требуется установка электронного бюджета для управления государственными закупками, то советуем обратиться в компанию «Казначейство онлайн».

В то же самое время, с развитием практики применения этого инструмента в качестве способа обеспечения государственного заказа, появились различного рода «серые поручители». Государство, безусловно, старалось каким-то образом отстоять свои интересы и ужесточило требования к поручителям. Какое-то время, новые требования даже фактически убрали с рынка всех поручителей. И не мудрено, по сравнению со старыми требованиями (где поручителю достаточно было показать капитал компании свыше 300 млн. рублей) новые требования стали значительно более серьезными.

Требования к поручителям

Капитал юридического лица должен составлять не менее 300 миллионов рублей, и при этом его размер должен быть минимум в 10 раз больше размера поручительства;

Чистая прибыль должна быть не менее, чем в три раза больше размера поручительства, или должна составлять 100 миллионов рублей;

Компания должна обладать (на праве собственности) зданиями на общую сумму в 10 раз больше размера поручительства или на сумму свыше 1 млрд. рублей;

Всем этим требованиям компания должна соответствовать на протяжении двух предыдущих календарных лет.

госконтракт

Естественно, что такие требования оставили небольшое количество компаний, которые хотя бы в теории могут выступать поручителями. Впрочем, это не смутило «дельцов», для которых продавать обеспечение государственных контрактов стало супер прибыльным делом. И пошел в дело фотошоп…

Обсуждать процедуру «создания» поручителей нет никакого смысла. В большей части своей она сводится к использованию графических редакторов. Для нас же значительно более существенным является вопрос о целесообразности для таких, якобы крупных компаний, гарантировать исполнение третьими лицами государственного контракта.

Закон говорит о том, что договор поручительства может оформить фирма, которая обладает значительным, даже по федеральным меркам капиталом, получать гигантскую прибыль (для обеспечения существенных контрактов – свыше 100 млн.), владеть недвижимостью (для большинства контрактов – свыше 1 млрд. рублей). При этом, такая компания никак не может быть «фирмой-однодневкой», поскольку она должна соответствовать этим требованиям на протяжении нескольких лет.

Да, и в настоящее время Вы можете купить на рынке договор поручительства и даже попытаться с его помощью заключить государственный контракт, но каждый государственный и муниципальный заказчик понимает всю нелепость ситуации, когда супердоходная компания (входящая в число крупнейших налогоплательщиков) вдруг начинает массово принимать на себя обязательства перед огромным количеством государственных и муниципальных заказчиков.

Поручительство по госконтрактам призвано, прежде всего, реально обеспечить исполнение государственного заказа, но приобретение такого поручительства по принципу «деньги вперед, передача документов в метро» не только не гарантирует исполнение государственного контракта, но и ставит под угрозу деятельность самого исполнителя госзаказа.

Договор поручительства, полученный по почте от никому не известной компании, не может обеспечить государственный контракт. Более того, такой договор дает повод задуматься сотрудникам правоохранительных органов о том, кто и с какой целью его приобрел, нет ли в таком «обеспечении контракта» умысла исполнителя госзаказа.

Если не рассматривать (вследствие экономической неэффективности) залог денежных средств, то стоит отметить, что в настоящее время, предприниматели имеют возможность приобретения легального обеспечения государственного заказа только в форме банковской гарантии.