Мораторий на банкротство. Бизнес-сообщество ожидает ограничения прав недобросовестных должников

В Государственной Думе рассматривается законопроект, предполагающий необходимость распространения моратория только на тех субъектов, которые отвечают признакам банкротства, а также прекращение исполнительного производства в заявительном порядке (сейчас оно может быть прекращено «автоматом») Мораторий на банкротство впервые появился в 2020 году как мера поддержки бизнеса, пострадавшего от последствий пандемии коронавируса. Действие первого моратория имело место в период 06.04.2020 — 07.01.2021. Мораторий распространялся только на предприятия с видами деятельности из «наиболее пострадавших отраслей».

При этом Верховный Суд РФ (дело № А41-14035/2020) отказался от расширительного толкования моратория (применяется только основной код, а дополнительные не учитываются).

Введенный в 2022 году мораторий кардинально отличается и вызывает множество вопросов. Действие моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022. Мораторий применяется для всех физических лиц и всех юридических лиц, кроме застройщиков, подпадающих под действие закона о долевом строительстве. 

На практике это означает, что в указанный период:

1. Не может быть введено банкротство ни одного лица (кроме банкротства застройщиков).

Открытым остался вопрос: обязательно ли должно быть банкротство по правилам банкротства застройщика или может быть возбуждено по общей процедуре?

Примечание: лицо может отказаться от права моратория на банкротство – в этом случае мораторий и связанные с ним правовые последствия не применяются.

2. Приостанавливается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств. Неустойка не может быть взыскана судом.

Например, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2022 N Ф05-3491/2022 по делу N А40-97680/2021 совершен следующий вывод: «с 06.04.2020 на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория».

Вместе с тем, встречается иной подход.

Например, Минфин России письмом от 13.05.2022 N 06-05-48/44669 сообщает, что пени за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных услуг, в отношении граждан и организаций, не заявивших о своем отказе от применения в отношении них моратория на банкротство – должны быть начислены несмотря на действие моратория.

3. Исполнительное производство по имущественным взысканиям на основании требований к должнику, возникшим до введения моратория, должно быть приостановлено (п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве).

    Аналогичной позиции придерживается Минюст России (письмо Минюста России от 07.05.2022 N 04-52513/22).
    Правило применяется в отношении любых долгов, и на практике приводит к злоупотреблениям со стороны должника, получившего экономически необоснованную «отсрочку платежа».
    Кредитор, желающий взыскать задолженность, вынужден доказывать отсутствие оснований для применения льготы в виде моратория на взыскания штрафных санкций (в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44).
    Наложенные в ходе исполнительного производства аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника сохраняются.

    4. Действует запрет на обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, что также стимулирует недобросовестных должников воспользоваться механизмом для целей «отсрочки платежа».

    Таким образом, установленный Правительством РФ мораторий практически полностью блокировал предусмотренные законом правила о введении банкротства, о начислении неустойки, осуществлении исполнительного производства. 14.06.2022 в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол на тему оценки эффективности моратория о банкротстве. Рассмотрели проект Федерального закона № 123230-8 «О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации», который направлен на изменение положений пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
    Законопроект предполагает необходимость распространения моратория только на тех субъектов, которые отвечают признакам банкротства, а также прекращение исполнительного производства в заявительном порядке (сейчас оно может быть прекращено «автоматом»).

    Законодательная инициатива поддержана участниками круглого стола, однако отмечается, что законопроект необходимо доработать технически.

    В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Учитывая изложенное, мораторий в предлагаемой законопроектом редакции в большей мере отвечает указанным судом целям, нежели текущая редакция закона. 

    Вместе с тем, маловероятно, что с окончанием действия моратория изменения в закон могут быть внесены.

    Таким образом, предполагается, что либо Правительство РФ уточнит (ограничит) условия действия моратория, либо судебная практика уточнит «правила игры», ограничив всеобщее правило о запрете введения банкротства, начисления неустойки, ведения исполнительного производства, как это ранее имело место в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44.

    При наличии спорных вопросов – просим обращаться к юристам для оценки возможности защиты Ваших прав. Получить коммерческое предложение

    Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group:

    Только полезные и актуальные новости в помощь вашему бизнесу