Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

Власти планируют запустить двухгодичный эксперимент по введению исламского банкинга, который будет находиться в ведении некредитных организаций специального вида – ОПФ (организаций партнерского финансирования). Подробности о введении исламского банкинга в России читайте в статье

Законопроект об исламском банкинге                                              

Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

В конце прошлого года в первом чтении принят законопроект по проведению двухлетнего эксперимента по внедрению принципов исламского (партнерского) финансирования в Дагестане, Чечне, Башкортостане и Татарстане.

В пояснительной записке отмечается, что в указанных субъектах РФ накоплен опыт реализации проектов, основанных на партнерском финансировании.
                                                                                             Изображение от storyset на Freepik
В настоящее время законопроект по введению исламского банкинга в РФ дорабатывается. Комитет Госдумы по финансовому рынку решил продлить срок направления поправок до 3 мая 2023 года.

Подробнее о новой системе

Согласно законопроекту, получить статус участника экспериментального правового режима (ЭПР) смогут хозяйственные общества, товарищества, потребительские общества, фонды, автономные НКО, кредитные организации, некредитные финансовые организации.

Участник, не являющийся кредитной организацией, некредитной финансовой организацией, должен обладать капиталом размером минимум в 10 млн. рублей, с последующим увеличением на 15 млн. рублей каждый год.

Участники ЭПР смогут:

  • предоставлять займы без взимания вознаграждения в виде процентов;

  • осуществлять финансирование через договоры купли-продажи с условием о рассрочке или договоры лизинга;

  • привлекать денежные средства по договорам партнерского финансирования и инвестирования;

  • участвовать в капиталах других юридических лиц и привлекать денежные средства в собственный капитал.

    Участникам ЭПР запрещено получать вознаграждение в виде ссудного процента, а также заключать сделки, связанные с табачной, алкогольной продукцией или игорным бизнесом. Надзорным органом выступит Банк России. Регулятор будет рассматривать заявления лиц, желающих участвовать в формировании института исламского банкинга. Также будет образован экспертный совет экспериментального правового режима при Правительстве РФ.

    Выделим основные принципы и запреты исламского банкинга:

    • Запрещен ссудный процент (риба) с неоправданным увеличением капитала. К примеру, процентная ставка, которая зависит от величины займа или сроков предоставления и не зависит от успешности финансируемого проекта, будет запрещена.

    • Финансирование осуществляется на основе распределения рисков. ОПФ по сути выполняет функции инвестора, а не кредитора (как традиционный банк). Выдавая заем, ОПФ участвует и в прибыли, и в убытках заемщика.

    • Запрещено спекулятивное поведение (мейсир). Примером могут быть азартные игры, а также деривативы, типа фьючерсов, свопов и др.

    • Запрещено участие в деятельности, приносящей вред обществу (например, весь алкогольный и табачный сектор).

      • Запрещена излишняя неопределенность (гарар). Под этот запрет попадает недобросовестное использование неосведомленности контрагента в отношении неоднозначных условий о предмете или цене договора. Традиционное страхование также будет запрещено, по причине наличия в нем гарара и мейсира.

        Отметим, что действующее российское законодательство не позволяет в полной мере реализовать экономический потенциал применения данной модели. Исламский банкинг на текущий момент законом не урегулирован. К исламским финансовым продуктам не применимы определенные льготы и налоговые вычеты, предусмотренные для действующих в настоящее время традиционных правовых или экономических конструкций.

        Выгоды законопроекта

        В условиях усиливающегося санкционного давления, а также нестабильности мировой финансовой системы необходимо искать альтернативные пути развития экономики. По мнению разработчиков законопроекта, модель партнерского финансирования будет именно тем инструментом, который бы поспособствовал развитию отечественной финансовой индустрии.

        Принятие законопроекта поможет решить задачи экономического развития России, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Подобное законодательное регулирование уже имеется в Казахстане, Киргизии и Таджикистане.

        Основные преимущества исламских финансов:

           1. Социальная направленность. Исламские финансы в первую очередь концентрируются в сферах социального обеспечения населения. Помимо этого, кредитор напрямую заинтересован в успехе заемщика, поскольку от этого зависит прибыльность финансирования.

          2. Рассматриваемая модель направлена на инвестирование долгосрочных проектов в реальном секторе экономики. За счет этого удовлетворяются первичные нужды общества по жилью, коммунальным услугам, питанию и т.п.
          
        3. Надежность исламской банковской модели, что особенно важно в условиях мировых экономических кризисов.

        Создание благоприятных правовых условий для партнерского финансирования в РФ привлечет интерес у международных инвесторов, в том числе из стран – членов Организации исламского сотрудничества, для которых важно следование этическим принципам.

        Вместе с тем, законопроект пока довольно сырой и есть аспекты, нуждающиеся в доработке:

           1. Не указывается, на основе каких конкретно договоров будет осуществляться партнерское инвестирование;

          2. Не раскрывается термин «ссудный процент»;

          3. Условие о минимальном размере капитала в 10 млн. рублей, с его последующим увеличением, может отсеять значительное количество хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в эксперименте.
        Помимо этого, в связи со спецификой узкой сферы исламского банкинга, важно привлечь к участию в разработке проекта предпринимателей и представителей исламских финансовых компаний, занимающихся развитием данного института в России и в мире.

        Мы следим за ходом рассмотрения законопроекта и готовы рассказать об изменениях.

        Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

        Сидоров Дмитрий Александрович Руководитель международной практики

        +7 (495) 150-50-45 (доб. 430)
        +7 965 396-33-28
        E-mail: cpo6@pravorf.ru
        Получить консультацию Читайте в разделе Новое в законодательстве

        • Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

          Новое в законодательстве Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг Власти планируют запустить двухгодичный эксперимент по введению исламского банкинга, который будет находиться в ведении некредитных организаций специального вида – ОПФ (организаций партнерского финансирования). Подробности о введении исламского банкинга в России читайте в статье 17.04.2023

        • Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

          Новое в законодательстве Изменения для граждан и бизнеса с апреля 2023 года: гранты малому инновационному бизнесу, эксперимент по внедрению системы таможенного мониторинга, пилотный проект по ввозу через бондовый склад товаров в рамках электронной торговли и другие важные новости Ежемеcячный дайджеcт oт CPO GROUP 12.04.2023

        • Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

          Новое в законодательстве Новые правила для операторов персональных данных: обзор изменений с 1 марта 2023 г. С 1 марта 2023 года произошли изменения законодательства в области персональных данных. Расскажем про новые требования к компаниям. 29.03.2023

        • Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

          Новое в законодательстве Приостановление действия соглашений об избежании двойного налогообложения Президенту РФ направлено предложение о приостановлении действия Соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными странами в ответ на введение ими экономических ограничений в отношении России 22.03.2023

        • Новый вариант для инвестиций в РФ: исламский банкинг

          Новое в законодательстве Новые обязанности и ответственность участников рекламного рынка За более чем полгода вступивших в силу поправок в Федеральный закон «О рекламе» (ст. 18.1) в части маркировки интернет-рекламы у участников рекламного рынка накопилось много вопросов. Разбираем ключевые моменты новых положений Закона о рекламе 22.03.2023

        Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group:

        Только полезные и актуальные новости в помощь вашему бизнесу Получить консультацию OK {{page_form_18.formSubmitButtonText}} Спасибо! Ваше сообщение получено